пятница, 30 ноября 2012 г.

Илан Кфир: Яир Лапид поставил целью добиться для Израиля лучшей доли


Его любит молодежь, поддерживает средний класс, и многие искренне надеются, что этот непрофессиональный политик способен изменить страну. Ради такой цели Яир оставил масс-медиа и поставил целью добиться для Израиля лучшей доли. Партия Еш Атид уже обозначила свои приоритеты. Это реорганизация системы образования, реформа государственного устройства и обязательная армейская служба для харедим. На первом этапе Яир Лапид не предлагает себя в качестве кандидата в премьеры, но есть ощущение, что это марафонская дистанция.

Попытаемся разобраться в новом явлении Еш Атид и его лидере.

Успешный тележурналист, одаренный, что редко, газетный колумнист, писатель неожиданно бросает все и идет по неизведанному и достаточно коварному пути. Яир Лапид мог бы иметь 99 из 100 причин, чтобы оставаться на прежнем месте в новостной студии Второго канала, где итоговые пятничные передачи имеют абсолютный рейтинг.

Плюс сотни тысяч читателей его колонки в «Едиот Ахронот» и успех, связанный с выходом очередной книги. При такой внешности и талантах можно было до конца жизни купаться в овациях. Другое дело – бурные политические воды и штормы, шквал неизбежной критики за любую позицию, обвинения в популизме, оппортунизме, использовании собственного рейтинга для раскрутки политической карьеры. Тоже можно выкупаться, но на этот раз - в ушатах грязи.

Есть еще одно коренное отличие в выборе команды. Лапид пообещал и, похоже, сдержал слово – его движение Еш Атид не стало приютом для профессиональных политиков, это по преимуществу когорта молодых людей, каждый из которых отвечает за социальную сферу, образование, экономику, безопасность. Заветным ориентиром на грядущих выборах для него является цифра 22, этакое очко с перебором в числе мандатов, которые он намеревается получить. При всех благоприятных опросах до этой цели пока далеко, однако возраст, амбиции и состав команды позволяют остаться в политике всерьез и надолго. Яира любит молодежь и с большой надеждой на него смотрит средний класс всех поколений. Эти люди служат в армии, несут основной груз налогового бремени, а потому хотят определять судьбу страны.

Его нельзя назвать воинствующим антиклерикалом, каким был его отец Томи. Лапид-старший был, безусловно, выдающимся журналистом, он пережил Катастрофу и, как все политики этого поколения, страдал излишней прямолинейностью, нередко впадая в крайности. За успехом в 15 мандатов последовало глубокое разочарование общества тем, что светским не удалось победить всех до последнего ультраортодоксов. Нет, у Лапида-младшего четкие и долгосрочные цели.

На прошлой неделе он присутствовал в своей родной студии уже не как ведущий, а как интервьюируемое лицо. Я спросил его, как он ощущает себя в новом качестве, не сожалеет ли о том, что пошел в политику.

И он ответил, что иногда ностальгирует по прежней работе, откровенно тоскует по студии, но понимает, что обратного пути нет. Яир говорит: «Я пришел, чтоб привнести перемены в жизнь израильского общества. В стране много хорошего, однако многое требует немедленных изменений, прежде всего, сфера образования. Израиль сегодня скатился по этому показателю на 82-е место в мире, и тенденция такова, что это даже не дно пропасти. По мне такое положение представляет угрозу для нашего существования, и это на фоне успехов иранских школьников на всех олимпиадах. Если в сфере просвещения не произойдет реальная революция, весь наш хай-тек, военная промышленность, в том числе «Железный купол» и другие системы защиты накроются медным тазом, потому что некому будет их совершенствовать и обслуживать. И чем в таком случае мы будем отличаться от наших соседей?

Увы, правительства последних лет не уделяли образованию должного внимания. Это министерство, от инспекторов до учителей, ощущает себя обиженным и заброшенным. И это при том что у нас на каждого школьника приходятся достаточно большие по мировому уровню деньги, но как они тратятся?!

В социальной сфере та же картина. Люди, которые искренне любят свою страну и производят национальный продукт, не получают достаточного вознаграждения. Государство относится к ним с пренебрежением и воспринимает исключительно как источник получения налогов. Понятно, что такая система позволяет содержать балласт и ничего не менять в государственном устройстве. Однако любая цивилизованная страна сегодня живет и процветает исключительно за счет среднего класса. Если ему плохо, он голосует ногами, и в конечном итоге мы останемся только с этим балластом.

Кстати, о нем. Сведения госучреждений о том, что у нас почти нет безработицы, не вполне отражают действительность. Мало того, что они подозрительны в период всемирного экономического кризиса, они еще скрывают целую армию харедим, которая в силу своего статуса к трудовым ресурсам не относится, а значит, вроде как и не считается безработными. Я не против религиозного населения, я против того, чтобы они получали пособия и льготы за счет тех, кто работает и служит в армии. Вопиющий многолетний пример – их освобождение от воинской повинности. С другой стороны, их самоизоляция не дает харедим интегрироваться в общество: йешива, колель вместо армии и пребывание в статусе привилегированного иждивенца до конца не только призывного, но и трудоспособного возраста. Это скрытые безработные, но скрытые исключительно для иностранных источников. Мы-то знаем, сколько у нас не работают.

Как противостоять диктату религиозных партнеров по коалиции? Партия Еш Атид считает, что только находясь в правительстве, можно умерить их аппетиты. Думаю, что правящая партия будет только признательна нам за эту поддержку. Вот наша первая цель на старте – стать стабилизирующей силой коалиции и уменьшить зависимость от харедим.

Нельзя допустить, чтобы ШАС с 11 мандатами и «Яхадут ха Тора» с пятью-шестью блокировали социальные реформы, нанося ущерб стране. Я верю, что благодаря Еш Атид мы произведем обещанную революцию в сфере гражданских браков. Пока в правительстве не нашлось смелости и сил пойти до конца в этом сложном вопросе.

Мы будем бороться за изменение системы власти и государственное переустройство, ибо нынешняя система извращена. Ее нужно менять основательно».

На мой достаточно щепетильный вопрос по поводу отсутствия политического опыта, особых заслуг в сфере безопасности и законодательной практики Яир Лапид ответил честно и откровенно: «Действительно, я недолго служил в армии и не достиг там командных высот, но не считаю это своим недостатком. Полковников и генералов у нас в Кнессете явный перебор. Я представляю абсолютно новую группу населения, то самое молодое поколение, для которых сфера политики стала постыдной. Такое положение необходимо немедленно изменить: не могут посредственности, не нашедшие себе другого применения, управлять государством. Я долго дозревал до этого шага, и решил, что нельзя больше жаловаться своим друзьям и единомышленникам, что в эфире, что в газете, что в компании. К моей радости, меня подержала молодежь, и сегодня число моих активных соратников достигло 15 тысяч. В этой группе есть и ведущие представители службы безопасности, в том числе такие опытные, как бывший глава ШАБАКа Яаков Пери, комиссар в отставке Мики Леви, чей высокий авторитет в качестве начальника полиции Иерусалимского округа в период крупных терактов непререкаем. В этой команде и компетентный специалист в системе образования, религиозный сионист раввин Шай Перон. Есть люди с богатым опытом работы в системе местной власти, в частности, мэр Герцлии Яэль Герман. В первой десятке будут три человека младше 35 лет. Один из них - Йоэль Развозов, бывший капитан израильской сборной по дзюдо, двукратный вице-чемпион Европы. Особенно меня привлекает его общественная деятельность в Нетании. Это молодой человек, который сделал себя сам, с 12 лет жил отдельно от родителей в караване в Институте Вингейта, где упорно тренировался. После окончания спортивной карьеры он решил заняться общественной деятельностью и стал членом городского совета Нетании. Йоэль помог очень многим выходцам из бывшего СССР, особенно пережившим Катастрофу. Словом, каждый человек из нашего списка - профессионал в своем деле. И все мы объединены желанием перемен.

Мы решили, что не станем включать в список профессиональных политиков, хотя к нам уже многие обращались. Эти довольно известные кандидатуры мы отвергли. Еш Атид хочет отличаться от других отсутствием политиканского подхода.

Основная ставка нашей партии - на молодежь, что же касается опросов, то они не отражают реальной ситуации, поскольку поколение смартфонов даже не знает номера своего домашнего стационарного телефона, не участвует в традиционных опросах, не поднимает трубку, когда им звонят через «Безек».

В ходе избирательной кампании я хочу обратиться к представителям русскоязычной интеллигенции всех поколений, которые, как и я, считают, что приоритет образования должен быть в стране важнейшим. Это в генетическом коде выходцев из СССР/СНГ, сказывается традиция домашнего образования и воспитания. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы успехи детей новых репатриантов в математике, точных науках, их победы на олимпиадах остались достоянием истории.

Русская алия была чудом для страны, она изменила ее лицо, и я не хочу это лицо терять. Не хочу, чтобы умные и образованные уезжали, поскольку не могут найти достойную работу, купить квартиру и выплатить неподъемную машканту.

Партия Еш Атид - не левацкая, но отнюдь и не правая. Молодежь среднего класса и в политике придерживается центристских ориентиров. Мы идем в политику и намерены стать членами коалиции, чтобы стабилизировать баланс между крайними лагерями, раздирающими страну. Нашей команде, как единой и новой силе, следует многому научиться. Это же касается и меня, поэтому мне некогда думать о премьерских амбициях, тем более в ближайшую каденцию. Мы обнадежили наших избирателей и хотим эту надежду воплотить в жизнь».

Автор: Илан Кфир
Источник: Глобус


Комментариев нет:

Отправить комментарий